«Завтрак с…» Рача Махатаев: «Искушение земными благами – основная тема спектакля»

Родился в Урджаре, учился в Семее, выпустился в Алматы, второе высшее образование получил в Санкт-Петербурге. Ему надо было пройти через весь этот извилистый путь для того, чтобы мы, земляки, о нём, наконец, узнали.

С Рачей Махатаевым зрители познакомятся 8 и 9 декабря во время премьерных показов трагикомедии «Доходное место» в Восточно-Казахстанском областном драматическом театре.

А пока актёр и режиссёр в нашей рубрике «Завтрак с…» рассказывает о парадоксальности жизни, кому дарован рай на земле и что его «заводит» в работе с незнакомыми людьми.

 – Насколько Вам близка история выпускника Московского университета Василия Жадова? Вы ведь тоже недавно окончили вуз – Российский государственный институт сценических искусств?

– Да, она абсолютна про меня.

– И какой же выбор делаете Вы?

– Такой же, как и Жадов: иду к дядюшке просить доходного места. Жизнь так учит.

Вообще, эта история близка каждому. Александр Николаевич Островский написал про смерть честности и правды в этом мире. Идеи, которые вкладывают нам родители, в школе, университете, при столкновении с жизнью оказываются неудобными, бессмысленными, смешными, глупыми. И мы постепенно подстраиваемся под обстоятельства, абсолютно осознанно отказываемся от внутренних маяков, сливаемся с пространством. Всем известное «не кради» вытесняется жизненным правилом – «а ты не зевай».

– Происходит некая подмена ценностей. Герои пьесы «Доходное место» Вышневский и Жадов по-разному толкуют что означает быть порядочным.

– У этого отличия тонкая грань. Жадов слепо верит в людей. А Вышневского жизнь уже научила тому, что надо находить компромиссы с самим собой, гордость попридержать, где-то промолчать и при этом оставаться честным, благородным.

– Невольно возникает аналогия с библейскими персонажами: Жадов и Поля – это Адам и Ева…

– Жадов и Полина – чисты, талантливы, одарены чувством любви. Свыше им был дарован рай, некоторое пространство, в котором они чувствовали себя счастливыми. Но однажды Полина вкусила запретный плод, а Жадов окончательно убил внутри себя Эдем. Искушение земными благами взамен на Божью благодать – основная тема спектакля.

– Почему трагикомедия? Какие еще режиссёрские акценты Вы сделали, работая над пьесой?

– Думая над судьбой Жадова, я представил начало его жизненного пути – легким, светлым, пронизанным юмором. Однако по мере того, как он приближается к краху собственных идеалов и принципов, краски сгущаются и к финалу меняется тональность.

Кроме того, мне кажется, комедия всегда должна быть на грани трагедии.

– Наши актёры уже подметили особенность работы с Вами – это так называемый этюдный метод: когда актеру приходится сразу же действовать в предлагаемых обстоятельствах, идя от себя, а не опираясь на текст…

– Я боюсь таких громких высказываний. Этюдный метод подразумевает много особенностей. Я думаю, в наших репетициях несколько все по-другому. Назвал бы это пробой. Мы пробуем нащупать тему, задачу, внутреннее состояние, то или иное обстоятельство.

– Прежде чем ставить спектакль, Вы смотрели постановки других режиссёров?

– Да, конечно. Иногда достаточно посмотреть лишь фрагмент спектакля, чтобы услышать текст, который, во всяком случае во мне, провоцирует спор.

– Приехав в Усть-Каменогорск, Вы были знакомы с артистами лишь по видеозаписям наших спектаклей. На Ваш взгляд, работать с незнакомыми или малознакомыми людьми сложно или больше интересно?

— Это очень интересно. В работе с незнакомыми людьми меня заводит то, что больше возможностей, чтобы влюбляться, выяснять собственные взаимоотношения с профессией, открывать для себя новые упражнения пробиться в актера.

– Какие-то открытия в работе с нашей труппой Вы сделали?

– Я был приятно удивлен тем, как встретили мои идеи. Без сопротивления. У нас сложился хороший творческий союз. Надеюсь, наш спектакль прозвучит как совместное высказывание, направленное в зрительный зал.

– Какому зрителю будет адресован спектакль «Доходное место»?

– Тому зрителю, который приходит в театр, как мне кажется, для потери какого-то равновесия и за ощущением намечающейся гармонии. После спектакля у зрителя должен произойти внутренний "подрыв", эхо которого где-нибудь и когда-нибудь отзовется.

– Это Ваша первая постановка пьесы Островского?

– Да. До этого я четыре года «вскапывал» Гоголя. Теперь взялся за Островского. Есть внутреннее ощущение, ориентир, что с этим автором мне ещё предстоит разбираться пару лет – это точно! До полноценного внутреннего диалога. И только через постановку его пьес это будет возможно сделать.

– Какие у Вас дальнейшие творческие планы? С каким ещё театрами сотрудничаете?

– После Усть-Каменогорска я возвращаюсь в Санкт-Петербург, там в театре «ЦЕХЪ», созданном в 2013 году выпускниками мастерской Анатолия Праудина, продолжу свою работу в качестве режиссёра. А весной следующего года намечается постановка спектакля по одному из произведений Ф.М. Достоевского в Алтайском краевом театре драмы им. В. М. Шукшина.

Беседовала Дарья Шавлева

Биографическая справка

В 2012 году окончил Республиканский эстрадно-цирковой колледж им. Ж.Елебекова (г.Алматы) по специальности «актёр».

С 2012 по 2013 годы служил актёром в Государственном академическом русском театре для детей и юношества им.Н.Сац.

В 2018 году окончил обучение в Российском государственном институте сценических искусств (СПбГАТИ) по специальности «режиссёр».  

Как режиссёр поставил спектакли:

В 2016 году – «Мёртвые души» Н.В.Гоголь, «Российский государственный институт сценических искусств» (СПбГАТИ), курсовой спектакль.

– « К Брехту» спектакль по мотивам пьесы Б.Брехт «Трехгрошовая опера», «Российский государственный институт сценических искусств» (СПбГАТИ).

В 2017 году – одноактный спектакль по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», «Российский государственный институт сценических искусств» (СПбГАТИ), преддипломный спектакль.

– «Ревизор» Н.В.Гоголь, Русский драматический театр им. Ф.М. Достоевского (Семей), дипломный спектакль.

 

Помощь для Joomla.