Главное – быть Человеком

Впервые в истории отечественного театрального искусства известная пьеса Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» зазвучала на казахском языке. Драму «Қымбатты Елена Сергеевна» представили молодые актеры Восточно-Казахстанского областного драматического театра. Спектакль посмотрел заместитель акима Восточно-Казахстанской области Жаксылык Омар.

Пьеса, написанная еще в 1980 году, по сей день не потеряла своей актуальности. Наоборот, в исполнении молодых актеров она выглядела свежо и убедительно. С первых минут постановки чувствовалась серьезная работа режиссера Айдына Салбанова. Он сумел соединить на сцене четыре природных элемента – огонь, воду, воздух и землю. Пьесу перевел режиссер семейского музыкально-драматического театра им. Абая Ербол Жуасбек.

– На пьесу Людмилы Разумовской 35-летней давности обратил внимание еще в прошлом году, – говорит режиссер молодежного театра Айдын Салбанов. – Меня заинтересовала идея драмы, которая актуальна и сегодня. Как и современные школьники, советские подростки шли на хитрости, чтобы сдать экзамен, а их родители прибегали к всевозможным уловкам, дабы любимый ребенок учился в самом престижном институте – так же как и родители нынешние. Использование четырех природных стихий – это способ заставить зрителя задуматься над тем, что еще нужно для жизни. Однако по сюжету становится ясно, что некоторые люди не хотят просто наслаждаться тем, что им дано от природы.

Молодой режиссер до последнего не знал, как зритель оценит такую находку.

– В пьесе поднимаются вопросы совести, морали и ответственности за свои поступки, которые не теряют своей актуальности, – сказала педагог Сауле Абылайкызы. – Простой, цепляющий за душу сюжет заставляет зрителя задуматься: что важнее – школьный экзамен или экзамен перед жизнью? Как далеко может зайти человек ради достижения своей цели? Вода используется в сюжете как придающее энергию, а также успокаивающее, охлаждающее средство. Еще один элемент – камни, которые оказываются в руках у каждого героя. Это проблемы, с которыми живут или сталкиваются участники драмы.

В спектакле рассказывается о том, как несколько учеников выпускного класса, точнее трудных подростков, пришли поздравить свою учительницу по математике с днем рождения. После выясняется, что сделали они это только ради одной цели – забрать ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. Ведь ни один из школьников не смог написать контрольную достойно, а на кону – их будущее. От оценки зависело, будут ли они успешными или же их ждет армия, а затем серые трудовые будни. Однако события разворачиваются неожиданным образом. В развитии действия спектакля каждый из подростков по-своему проявляет свою испорченность, показывая, до какой степени падения он может дойти. Каждый из четырех персонажей имеет яркие отличительные черты и представляет определенный социально-психологический тип. Чего нельзя сказать о Елене Сергеевне – собирательном образе тех людей, которые остаются верны своим принципам и обладают человечностью.

– В мире много жестокости. Уделяя внимание материальным благам, мы забываем о духовности, о том, что важно оставаться человеком с большой буквы, – дополняет Айдын Салбанов. – Ведь именно это отличает нас от животных.

Молодые актеры играли роли учеников искренне и органично. Самого выдающегося персонажа пьесы, который хочет всем доказать свои лидерские качества и почувствовать себя героем, – Володю – играли Абай Хасенов, Елдос Масалим и Айдос Нурмагамбетов. Убедительный образ эгоиста Паши, который, требуя многого от окружающих, ничего не дает взамен, создали Едиге Акылбеков и Нурлан Жумадиллаев. На фоне Володи и Паши самым порядочным оказывается потомственный алкоголик Витя – Ержан Амантайев и Зангар Акаев. Гульвира Абикенкызы и Макпал Елтайкызы сумели великолепно сыграть девушку Лялю, считающую себя взрослой и самостоятельной, желающей лучше остальных устроиться в жизни. Главную роль учительницы Елены Сергеевны исполнили Динара Кабышева и Диана Казыкешова. Им удалось раскрыть твердость характера простой и кроткой учительницы. Однако в финале постановки интеллигентный педагог вынуждена пойти «на поводу» у учеников. Это деяние станет для нее первым и последним, когда она поступит наперекор своим принципам… В спектакле были «шероховатости» – артисты еще вживались в свои роли, волновались. Как считает сам Айдын Салбанов, такое на премьере возможно. Ведь театр – живой организм, а спектакль – это тот же ребенок, которому нужно окрепнуть, встать на ноги, прежде чем о нем узнают как о личности.

– В театре легких ролей не бывает, – говорит Динара Кабышева. – Мы переживали, что не сможем передать возраст моей героини – женщины 35-40 лет, но все удалось. Интерьер комнаты учительницы сначала аккуратно выстроен из книг – шкафы, стол, диван. Впоследствии, после погрома, устроенного подростками, все превращается в хаос из разбросанных повсюду книг, символизируя крушение идеалов Елены Сергеевны, без которых она не может продолжать дальше жить...

Спектакль, затрагивающий фундаментальные вопросы нравственности, не оставляет никого равнодушным. Напряженное и стремительное действие этой социальной психологической драмы наполнено сильными страстями и вечным противостоянием добра и зла.

Насихат Оркушпаева

«Рудный Алтай», 132 (19884)

3.11.2016

 

Помощь для Joomla.