Керей и Жанибек взывали к единству

Восточно-Казахстанский областной казахский драматический театр открыл в Усть-Каменогорске очередной, семнадцатый сезон спектаклем «Керей-Жанибек» по произведению писателя-драматурга Думана Рамазана. Постановка осуществлена по заказу Министерства культуры и спорта, а также Восточно-Казахстанского областного акимата.

Творческий коллектив тем самым сделал прекрасный подарок для зрителей в рамках 25-летия Независимости Республики Казахстан. Перед началом представления мы встретились в зале с молодыми завзятыми театралами. Сестры Гульназ и Гульсим любят театр и кино. Одна из них живет в Усть-Каменогорске, а другая приехала в гости из Алматы. Встречаясь, сестры всегда уделяют время высокому искусству. Накануне они побывали на просмотре фильма «Дорога к матери», а сегодня пришли в храм Мельпомены на открытие театрального сезона.

– Историческая тема нам очень близка, несмотря на то, что мы еще относительно молоды, – говорят Гульсим и Гульназ. – Не секрет, что наши сверстники сейчас больше пользуются гаджетами, возможностями современной техники и продвинутых технологий. Однако они не могут в полной мере играть роль носителей подлинного, живого искусства, обеспечить потребности людей в духовной пище, удовлетворить интеллектуальные запросы.

Перед началом представления к зрителям со сцены обратился художественный руководитель Сахан Акелеев. Он отметил, что выбор спектакля не случаен. В прошлом году постановка «Керей-Жанибек» в стенах нового театра по праву удостоена высокой награды. По итогам ХХIII республиканского конкурса театральных коллективов она признана в числе лучших творческих работ, посвященных празднованию 550-летия Казахского ханства.

– В ваших силах и возможностях оценить и назвать высокое по-настоящему высоким, а лучшее объективно признать действительно лучшим, – сказал Сахан Акелеев, – выбор остается за вами, дорогие наши зрители!

Спектакль длился примерно полтора часа. Однако, на наш взгляд, по-настоящему влюбленные в театр зрители «часов не наблюдали». Даже неискушенному поклоннику сцены и сценического представления вдруг становится явным наличие для актеров фактора домашних стен. Вот только он получает несколько иную трактовку. В новом театральном храме, где имеются прекрасные условия для самовыражения лицедеев, а также комфортного просмотра спектаклей зрителями, неизмеримо возрастают требования к уровню профессионального мастерства. Соответствию эффектной формы глубокому содержанию, освещению ее внутренним светом души, негасимым творческим огнем. Тот случай, когда домашние стены не только помогают, но и поднимают творческую планку на новую высоту.

Полноценные рецензии на спектакль – удел профессиональных критиков, рецензентов. Нас интересует непосредственная, живая реакция зрителей из зала. Иногда журналистам везет самым невероятным образом. В роли нашего собеседника оказался Маратбек Сулейменов, который долгое время жил и работал в Тарбагатайском районе. Совсем неподалеку от знаменитых Чиликтинских курганов, местности, овеянной легендами и преданиями. Потому не случаен его интерес к исторической тематике. Маратбек-аксакал всю жизнь проработал зоотехником, в молодые годы участвовал в различных постановках на сцене сельского клуба, где потом и познакомился со своей будущей супругой. Вместе с ней воспитал десятерых детей. Из них двое посвятили свою жизнь служению театру. Сын – Сырым и дочь – Эльвира. Они оба получили специальное образование. Сын сейчас работает здесь, а дочь – в Алматы.

– Актерами в спектакле донесена до зрителей важная мысль о том, что является главным условием для жизни и процветания любого народа и страны, – говорит Маратбек Сулейменов. – Это единство, взаимное согласие между представителями самых разных этносов и конфессий.

Он отметил игру многих актеров и актрис. Интересно, что на сцене сегодня выступали его сын и двое внуков. Сырым сыграл роль Керея, а его сыновья Нурали и Досали создали образы потомков исторического персонажа. Так неожиданно для всех сложилось семейное актерское трио.

Авторитетным мнением поделился другой зритель – Бахытбек Казиев, пришедший в театр вместе супругой Нурбану-апай. Его сердцу также близка затронутая тема, поскольку по профессии является учителем истории. В школе проработал 46 лет, сейчас находится на пенсии.

– С точки зрения исторической правды, в спектакле все абсолютно выверено, – говорит Бахытбек-аксакал. – Здесь уже ничего не прибавить и не убавить. Нет никаких отступлений от конкретных исторических фактов. Я свои самые наилучшие пожелания высказал художественному руководителю. Успех спектакля в большей мере зависит от его усилий, умение настроить творческий коллектив на достижение высоких творческих результатов.

Меир Токобаев

Помощь для Joomla.